К юбилею знатных земляков «Александр Александрович МИХАЛЁВ (1910-1992) — актер, народный артист РСФСР»

       23 августа исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Александровича Михалёва.

      Родился он в д. Печёнкино (ныне составная часть города Советска) Кукарской во­лости Яранского уезда. Отец актера Александр Петрович Михалев, уроженец сло­боды Кукарки, плотогон, провед­ший половину жизни на Каме и Волге, вдруг круто переменил жизнь, и осев в Вятке, неожидан­но сделался портным. Да каким — «фрачником»!

     Жили рядом с театром, для труп­пы которого и работал новоявлен­ный портной. Сашиной обязаннос­тью было вручать заказчикам гото­вые костюмы. Так с узелком в руках с сжигающим любопытством в серд­це впервые переступил семилетний мальчишка театральный порог, радуясь, что может войти в этот волшебный, изумительный дом не так, как приходят другие, «пуб­лика», а на сцену, за кулисы и даже в гримерную. Все заворажива­ло Сашу, он мог долгими часами смотреть на игру актеров. Вряд ли у них был более благодарный и восторженный зритель.

     Зато дома он становился артистом. Отцовский верстак пре­вращался в сцену: пятеро ребятишек, братишек и сестренок, а иногда и мать в зрителей. Отец не одобрял увлечение сына, пы­таясь приспособить его к своему ремеслу, но безуспешно.

     Свою первую роль на настоящей сцене Саша Михалев сыг­рал в восемь лет. Актеры Вятского театра не могли не обратить внимания на их постоянного и преданного поклонника. Рослый, стройный мальчуган с быстрыми глазами был пластичен, хоро­шо говорил.

    В 1923 году Саша Михалев стал пионером и одним из ведущих актеров пионерского театра. Первым театральным учителем Саши был руководитель детского коллектива В.Т. Вольнов. Здесь, в работе с ним ребята постигли сложную истину: главное в теат­ре — правда о жизни и человеке, умная, добрая правда, помога­ющая слабому стать сильным, отличить друзей от врагов.

     А через несколько лет Саша Михалев вновь вышел на под­мостки Вятского драматического театра. Он еще не назывался артистом — только сотрудником сцены. В этом качестве сыграл в гоголевском «Ревизоре» трактирного слугу Мишку. Тогда была пора ученичества. Главным «классом» в школе молодого актера стала все та же гримерная, поразившая воображение еще в дет­стве, где, стоя за спиной маститого коллеги, Михалев открывал для себя возможности грима, учился носить костюм. Целыми днями простаивал за кулисами, стремясь разгадать секреты «ста­риков» — как они умеют подчинить и повести за собой зал? Как проникают в тайники душ своих героев, становясь ими? Какой силой заставляют людей плакать и смеяться? Это многое давало. В репертуаре драмы Михалев вкладывал в своих второстепенных героев — Мишу из «Бронепоезда», Ташмана из «Мятежа», рабо­чего паренька Дмитрия, пришедшего на баррикады 1905 года, в спектакле «На крови». И вместе с ними дышал воздухом револю­ции, постигал сложную борьбу за новую, справедливую и пре­красную жизнь. Это было началом биографии тех, кого он при­ведет на сцену десятилетия спустя — командира по пьесе Героя Советского Союза Д. Медведева и А. Гребнева «Сильные духом», начальника политотдела Щербака в «Карнавале» И. Штока, Фу­чика в «Репортаже с петлей на шее».

      Молодого артиста влекло в Москву. В Вятке гастролировал столичный театр оперетты. Сашу пригласили в свою труппу. Два года Александр Михалев отдал трудному «легкому» жанру. Но ак­тер скучал по драме.

   Михалев уехал в Свердловск — город высокой театральной культуры, прекрасных тради­ций, и поступил в ТЮЗ (так называ­емый Педагогический театр). Потом — Горький, Новосибирск, Томск, театры комедии Ростова-на-Дону и Донецка, оперетта «Буфф» в Москве, труп­па театра Дальневосточного округа (Уссурийск). Объездил Ки­тай, Корею. Имеет награды этих стран.

      Новосибирск остался в памяти и первыми шефскими встре­чами в рабочих цехах и красноармейских подразделениях. С тех пор этой работе Александр Александрович отдавал время, силы, вдохновение.

    Он бережно хранил в своем архиве газету «Правда» за 1 апреля 1936 г., в которой писалось: «На днях в станицу Петровскую приехали артисты Ростовского дра­матического театра им. Горького. Уезжая, театр оставил в Черноерковском районе актеров Ф. Дубовского и А. Михалева. Они организовали в станицах Петровской, Ачуеве драматические кружки…»

    В годы Великой Отечественной войны А.А. Михалев — актер драматического театра. Как непохожа была сцена на довоенную. Непохожа во всем. Неулыбчивые лица, пытливые глаза. Солдаты шли в театр, как всегда, за правдой о войне. Шли зарядиться силой и стойкостью для предстоящих испытаний.

   А потом Оренбург… Ни одному городу, ни одной сцене не отдал Александр Александрович Михалев столько лет вдохно­венного плодотворного труда. Он пришел в областной драмати­ческий театр им. Горького с богатейшим актерским «багажом», многолетним опытом, во многом осуществленными мечтами, с больши­ми надеждами и огромной жаждой творить. И именно здесь ждали актера: Алексей из «Оп­тимистической трагедии», генерал Русаков в «Людях, которых я видел», его Несчастливцев и Савелий Кожемякин, чеховский Войницкий, Петр I

     Знать край, где живешь, знать людей, для которых выхо­дишь на сцену, — это правило оставалось непреложным для А.А. Михалева и на оренбургской земле. «Отдавая — приобрета­ешь…» — говорил Александр Александрович, объехав едва ли не весь край. Он проработал в Оренбургском театре более 20 лет. В труппе его любовно звали «Сан Саныч» или дядя Саня. Он покорял людей открытостью, простотой, сердечностью.

    Впереди были новые роли. Окончательно помогли А.А. Миха­леву стать оренбуржцем «Родники» местного драматурга Ф. Ми­ронова. В них дышали необъятные степи края, жили, трудились, радовались и огорчались его люди. Михалев щедро одарил своего героя — писателя Савостина обаянием и легким умным юмором.

   Совсем иные краски искал А. Михалев на своей творческой палитре для другого героя — командующего фронтом генерала Русакова в спектакле по пьесе Сергея Смирнова «Люди, которых я видел». И нашел… В игре Михалева вставали справедли­вость борьбы, которую вел наш народ против фашизма, наша грядущая победа.

    Человеком с тысячью лиц, с тысячью жизненных биографий, с тысячью характеров… называем мы актера. За плечами более полувековое служение артиста искусству театра. Авторитет у то­варищей по сцене. Любовь и признание зрителей. Сыграно более 200 ролей. Но к работе над каждой новой ролью А.А. Михалев приступал с волнением. С годами росло чувство ответственности за каждое слово, все больше и точнее хотелось сказать о главном, о Родине нашей, о советском человеке, чуде русского характера, поражающего мир. И это говорилось убедительно, какова бы ни была новая роль: главная или в несколько реплик.

    За заслуги в области советского театрального искусства Ука­зом Президиума Верховного Совета РСФСР А.А. Михалеву при­своено звание народного артиста РСФСР.

    В идущих от самого сердца взволнованных словах благодар­ности Александр Александрович сказал: «Я считаю для себя са­мой высокой честью и почетной обязанностью правдой совет­ского искусства служить моему народу, давшему мне это почет­ное звание».

      Умер Александр Александрович Михалев 5 февраля 1992 года в г. Оренбурге.

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: