ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ-советчане!

7 октября исполняется 180 лет со дня рождения известного публициста, писателя, педагога — нашего земляка Блинова Николая Николаевича.

Родился Николай Николаевич в селе Зашижемье Орловского уезда (ныне Советский район) 7 октября 1839 года.
В 1860 г. Н.Н. Блинов окончил Вятскую духовную семинарию получив сан священника, начал свою духовную, общественную просветительскую и педагогическую деятельность в отдаленных местах губернии. Интересы будущего исследователя были изначально разносторонними: история, этнография, литература, статистика. Его жизнь была посвящена просвещению крестьян, изучению народной жизни и быта.

Краеведческую и этнографическую работу «молодой батюшка» начинает в 1861 г. в с. Карсовай Глазовского уезда, где изучал повседневную жизнь и быт местного населения, открыл школу для детей. Ученый обратил внимание на очень сложные условия жизни нерусских народностей губернии, большое количество суеверий и предрассудков удмуртских деревнях. Результаты своих наблюдений исследователь отправляет в Вятский губернский статистический комитет, с которым у него устанавливаю тесные связи. Именно в статистической работе земского бюро Н.Н. Блинов находил применение своим способностям, куда позднее был принят на работу.

1864-1869 гг. — период активной деятельности в Карсовайском приходе, где изучал статистику движения народонаселения. В это время о наблюдениях Н.Н. Блинов публикует статьи в «Вятских губернских ведостях» — «Заметки о пермяках Вятской Губернии», «Описание Карсовайского прихода Глазовского уезда», «Сельскохозяйственный быт пермяков и вотяков Карсовайского прихода», «Инородцы северо-восточной части Глазовского уезда» и другие. Эти работы — своего рода энциклопедия народной жизни — получают положительные рецензии и самые лестные отклики от сотрудников комитета и земляков-современников (И.Ф. Фармаковского, А.С. Верещагина, С.П. Щепкина), ученых-коллег. В 1866 г. за глубокие этнографические и статистические исследования Н.Н. Блинов был принят в члены Русского географического общества и в 1871 г. за материалы о с. Карсовай награжден бронзовой медалью.

В Карсовае началась и активная педагогическая деятельность, осложненная тем, что местные ученики не знали грамоты и русского языка, не понимали своего учителя. В целях решения этой проблемы Н.Н. Блинов принимается за составление азбуки для удмуртских детей, над которой работал больше года. В 1867 г. первая удмуртская азбука «Лыдньон», опробованная в национальной школе и включавшая тексты молитв, таблицу умножения, краткий словарь удмуртских слов, вышла в свет по рекомендации губернского статистического комитета и на основании положительных рецензий с пожеланием активно использовать в школах.

Год спустя (1864) священник перебрался в русское село Бахта около г. Вятки, где продолжил учительствовать, творчески и часто на собственные средства разрабатывая и реализуя новые педагогические подходы, например, ввел использование в обучении наглядного материала, обязательный ручной труд, обработку земельного участка, занятия физической культурой, создал библиотеку — все это способствовало повышению общей эрудиции учащихся. Кроме того, семья Блиновых организовала на дому школу для девочек, одновременно проводя просветительскую и разъяснительную работу о необходимости учения крестьянских дочерей.

Новаторская работа Н.Н. Блинова неоднократно становилась предметом восторженных статей в губернской прессе. Сам учитель также не раз выступал в газетах с предложениями по совершенствованию педагогической деятельности на селе, например, «О мерах по улучшению преподавания в народных школах» (1869). В 1868 г. Вятское губернское земство выпускает его методическое руководство для учителей «О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ» и «Грамота. Учебник для народных школ», обе книги впоследствии неоднократно переиздавались в Вятке и Санкт-Петербурге.

После Бахты некоторое время Н.Н. Блинов преподавал географию и арифметику в духовном училище Нолинска — уездного города Вятской губернии. В этот период он подготовил к изданию книгу для чтения с иллюстрациями «Ученье — свет» (1873) в интересной и занимательной форме повествования от лица мальчика-ученика, из которой читатели могли узнать о мироздании и природе, явлениях окружающего мира и общественной жизни, и приложение к ней о проведении классных занятий как методическое пособие. Кроме того, в то же время Н.Н. Блинов школы составил сборник стихотворений русских и зарубежных поэтов, народных пословиц и загадок «Пчелка».

На страницах губернской газеты он выступал с проектами усовершенствования педагогической практики в крае, предлагал особое внимание обратить на качество подготовки сельских учителей, проводить учительские съезды, создавать педагогические библиотеки, разрабатывал программы работы среди сельского населения по агропропаганде, устройству сельских музеев и т.п. Эти идеи для середины XIX вв. были несомненно, смелыми и новаторскими.

Помимо педагогической деятельности, изучения истории, быта и национальной культуры народов Вятской губернии Н.Н. Блинов занимался анализом экономического положения русских и удмуртских крестьян, собирал редкие исторические документы. Большую ценность например, для понимания процессов и времени заселения русским населением Вятской земли имеет так называемый «Блиновский список» редкого письменного памятника ХVII-ХVIII вв. «Повести о стране Вятской» (или «Повесть о граде Вятке»), опубликованный с комментариями в 1866 г.

В 1872 г. Н.Н. Блинов отправился в Мocквy как представитель от Вятской губернии на I Всероссийский съезд народных учителей – первый и единственный в дореволюционной России. По возвращении из Мocквы учитель попадает в число неблагонадежных лиц. Просветительская деятельность и либерально-демократические взгляды Н.Н. Блинова, его новаторство, повышенное внимание к крестьянскому вопросу, призывы к активизации общественной жизни, активная публицистика нередко подвергались критике со стороны официальной церкви и губернской администрации. Кроме того, Н.Н. Блинов принял на себя авторство «Наглядной азбуки для обучения и самообучения грамоте» (1873), составленной ссыльным Ф.Ф. Павленковым, что могло послужить серьезным препятствием к ее публикации и распространению. «Азбука» получила высокие оценки со стороны коллег-педагогов, но неприятие со стороны власти. Н. Н. Блинов из Нолинска был переведен в с. Лекму Слободского уезда, а затем его совсем отстранили от преподавательской работы.

Гонения со стороны властей усиливаются, поэтому он находит спокойное место для работы — делопроизводителем санитарной комиссии земского статистического бюро, занимавшегося изучением экономики губернии и материально-бытового положения населения. С этим сюжетом жизни связано еще одно важное направление его деятельности — содействие становлению в крае статистической науки. Среди разнообразных статистических исследований особое внимание он обращал на медицину, образование и демографию. Можно отметить обобщенные фундаментальные труды: «Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет. 1864-1874 гг.» (1875), где показал существующие проблемы в этой области, и «Движение народонаселения в Орловском уезде Вятской губернии» (1876). За слуги на этом поприще помогли ему стать Действительным членом статистических комиссий в Вятской и Нижегородской губерниях. В 1876 г. выступает на III съезде земских врачей губернии с анализом собранного материала по состоянию заболевании и смертности.

1874-1875 гг. прошли как период борьбы власти с народническим движением, арестовывались многие подозрительные лица. В январе 1875 Н.Н. Блинов также подвергается обыску по делу «о пропаганде», высылке из Вятки, и он переезжает в Петербург, где становится вольнослушателем юридического факультета университета. В столице священник знакомится с либеральными писателями и издателями (в том числе с М.Е. Салтыковым-Щедриным), которые принимают деятельное участие в его литературной судьбе, и сотрудничает с рядом периодических изданий. Под псевдонимом «Боримир Николаич» публиковал книгу «Страдания Иисуса Христа» (СПб., 1878), тираж которой был вскоре уничтожен, поскольку синод усмотрел в ней дух рационализма и пропаганду социалистического учения. Активная светская деятельность, «неблагонадежность» Н.Н. Блинова обращают на себя внимание Синода и, поскольку снять духовный сан было невозможно и равносильно смерти, в 1879 г. по распоряжению последнего он возвращается в Вятскую губернию, занимает место сверхштатного иерея в Сарапульском Вознесенском соборе.

В Сарапуле он прожил 15 лет, занимаясь литературной работой, вновь приступает к краеведческим исследованиям, активно участвует в культурной и общественной жизни города, становится попечителем городской библиотеки, впоследствии одним из создателей земского музея (1909), организует работу начальных школ, детского приюта и профилактические мероприятия по вакцинации населения. В Сарапуле Н.Н. Блинов работает над художественными произведениями преимущественно в очерковой форме, начинает писать книги и хрестоматии для детей, задумывает и выполняет ряд популярных брошур об общественной жизни крестьян.

В периодических изданиях «Вятские ведомости», «Северный вестник», «Мир Божьий», «Русский курьер», «Русское обозрение» и других в 1880-х публикуются его рассказы, очерки, статьи о природе, истории, хозяйстве Сарапула и окружающей местности, а также о некоторых районах Пермской губернии. По итогам исследований природно-географических условий региона, особенностей культурно-исторического и хозяйственного развития в 1880 г. ученый высказывает мысль о создании Прикамской губернии со столицей в Сарапуле, его исторический очерк о городе 1887 г. получает положительную оценку в «Вестнике Европы».

По инициативе Н.Н. Блинова в продаже появляется «народная литература» — недорогие брошюры с очерками, сценами и зарисовка о народном быте, предназначенные для распространения среди крестьян. В 1880-1890-х гг. с целью обновления России, пробуждения общественной активности крестьян периодически выходят популярные книжки, брошюры, статьи о земской и сельской службах, где автор выступает под псевдонимом «Аким Простота», создает ряд художественных произведений для детей. Книга из этой серии «Сельская общественная служба» (СПб., 1882 и одноименная серия из 8 выпусков) в форме поучительных житейских рассказов удостоена золотой медали от Министерства государственных имуществ и рекомендована во все школы страны.

Тем не менее, в 1895 г. на Н.Н. Блинова — «белую ворону» среди духовенства — опять начинаются гонения, участились доносы по его поводу. В итоге это привело к высылке священника из Сарапула в дальний край Вятской губернии — Бемыжский завод Елабужского уезда и поднадзорный режим.

Краеведческая работа Н.Н. Блинова имела непосредственное отношение к знаменитому Мултанскому делу 1894-1896 гг. Лишенный книг «поднадзорный» занимается изучением обычаев, духовной жизни, мифологии, языческих культов удмуртов, о чем пишет одноименную книгу (1889). Работа основана на личных наблюдениях, результатах опросов населения, сведениях из научной литературы. Ученый считал, что обвиняемые удмурты не виновны в ритуальном убийстве, но приводил сведения о том, что в исключительных случаях у удмуртов допускались человеческие жертвоприношения по причине нищеты и господства предрассудков, тем самым доказывая необходимость просветительской работы. Такая позиция подверглась резкой и обоснованной критике со стороны П.Н. Луппова, В.Г. Короленко за «отсутствие критического чутья», вероятно, как следствие того, что сам Н.Н. Блинов рассматривал очень серьезный вопрос о жертвоприношениях как второстепенный и не уделил ему должного внимания. Тем не менее, подобные заблуждения ученого не умаляют значения его просветительской деятельности.

В 1898 г. Н.Н. Блинову разрешили переехать в уездный г. Орлов, а возвращение в Сарапул состоялось только в 1906 г. в чине заштатного протоиерея, члена Совета Вознесенского братства — миссионерского общества при кафедральном соборе, имевшее собственные церковные школы.

Спустя два года, 70-летний Н.Н. Блинов снова на короткое время оказывается под следствием по обвинению в «толстовстве» и антиправительственных взглядах, что, впрочем, не мешает ему в следующие годы (1908-1914) подготовить известные работы – «Сарапул и Среднее Прикамье», «Памятные книжки г. Сарапула», в которых представлены очерки на самые разные темы, поднимаются злободневные вопросы благоустройства родного края (бездорожье, слабая изученность природных богатств), автор снова возвращается к идее об отдельном Прикамском крае. Интересные заметки о судоходстве на Каме и городских легендах печатаются в серии «Известия Сарапульского музея». Особого внимания заслуживают сочинения о выдающейся уроженке Сарапула, участнице войны 1812 г., женщине-офицере Н.А. Дуровой «Кавалерист-девица Дурова-Чернова-Александрова», а также издание к 50-летию организации земства в России «Земство за полвека. 1864-1914 гг.», сопровождавшееся рядом газетных публикаций-воспоминаний.

В 1913 г. Н.Н. Блинов стоял у истоков создания Общества изучения Прикамского края при земском музее, которое занималось активной издательской деятельностью. Незадолго до смерти, продолжая изучение вопросов этнографии, истории, экономики, статистики, Н.Н. Блинов передал свою личную библиотеку Сарапульскому музею.

Скончался Н.Н. Блинов в Сарапуле 31 декабря 1917 г. (ныне — почетный гражданин города, в 1994 г. его именем названа одна из улиц).

Несмотря на некоторую противоречивость и неоднозначность научного наследия, Н.Н. Блинов остался в истории науки как неординарный педагог, ученый-историк, этнограф, краевед, литератор, организатор образования, общественный деятель, автор около 100 книжных и периодических изданий, член Литературного фонда России, член Русского географического общества (этнографическое отделение), создатель методических разработок и пособий, новаторских методов, один лучших педагогов революционной России.

В течение всей жизни Н.Н. Блинов оставался увлечённым идеалистом, «шестидесятником»-просветителем, искренне верящим в жизненность и силу крестьянской общины, подвижником и последователем передовых идей своего времени, которые навсегда остались связаны для него с критикой авторитетов, свободой исследований, уважением к личности. Одним из первых в стране вятский ученый начал применять теоретические разработки к реальным условиям школы, создавая живую педагогическую деятельность.

По мнению Н.В. Шелгунова, известного общественного деятеля, публициста, философа, высказывавшегося на страницах «Русской мысли», имена таких выдающихся педагогов как К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, Тихомиров, Н.Н. Блинов «сохранятся вечно». Россия получила «ряд даровитых, знающих и фанатически преданных делу народного образования писателей, воспитателей, учителей … установивших народную школу на научных основах».

Возможные упреки в несистемности и даже дилетантизме объясняются не скудостью знаний или поверхностностью самого автора, наоборот, его энциклопедической подготовкой, широтой взглядов, разносторонними интересами, энергией практической работы. Его инициативы и творческие начинания не всегда укладывались в представления о работе приходского священника. Труды ученого основаны не на кабинетной работе, а на живом знании, поэтому остались яркой страницей интеллектуального и культурного развития края.

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: